История в лицах: именитые люди, сыгравшие определенную роль в истории варнавинского края
Виртуальная выставка
В краю легенд, в краю ветлужском,
В краю Варнавы, кержаков,
В родном краю исконно русском,
Где тайны спят во тьме веков…
Действительно, история нашего края непроста, но очень интересна. Сегодня мы не будем касаться доисторического периода, первого тысячелетия нашей эры. Лучше всего начать разговор с того момента, когда по берегам нашей матушки реки Ветлуги стали селится русские.
XI – XV века
XI век надо считать временем проникновения русских (новгородцев) в северную часть бассейна Ветлуги, а XIV и XV века – временем освоения значительной части верховьев Ветлуги. По материалам, собранным Ветлужским краеведческим музеем, видно, что ветлужские владения прочно принадлежали новгородской знати, передававшиеся по наследству родственникам. Музей располагает материалами, в которых фигурирует дарственная грамота Марфы Посадницы на ветлужские владения (вторая половина ХV века).
В ХV веке большая часть ветлужской территории оставалась заселенной марийцами. Падение власти Великого Новгорода над землями привело к усилению влияния на эти территории Великого Устюга. Основная дорога, соединявшая в это время Москву с Сибирью, шла через Великий Устюг. Она непосредственно не захватывала территории Ветлужского края, но влияние этого важнейшего торгового и стратегического пути нашего государства в ХV веке, безусловно, было большое. И, конечно, не случайно было проникновение на Ветлугу представителей церкви из Великого Устюга. Так в 1417 году священник Варнава положил начало устюжанской колонизации этого района, названная им «Ветлужская пустыня». Выбор Варнавы пал на Красную гору у устья речки Красницы, расположенной на половине пути между устьем р. Вола и устьем р.Усты. Так Варнава положил начало созданию поселения, которое после его смерти стало монастырем, а позднее – уездным городом.
ХVI век
После подчинения Москве Верхней Камы Казанское ханство было охвачено русскими владениями с севера и северо-востока. Ветлуга явилась пограничной рекой между владениями Московского княжества и Казанского ханства. Русские поселения, возникавшие на Ветлуге, подвергались нападению казанских татар и разорялись до основания. В это время в верховьях реки Ветлуги и на водоразделе с рекой Унжей существовало чисто военное окружное деление, носившее название «осада». Этим целям было подчинено стремление великих князей Московских создавать и укреплять на Ветлуге монастыри.
Поселение, созданное священником Варнавой на Красной горе, очень скоро было утверждено монастырем и уже через 38 лет после смерти Варнавы, великий князь Московский Василий Иванович дарит монастырю грамоту и жалует «починки с новонаселенными по призыву монастыря, … с пашнею и лесами и рыбными ловлями по реке Ветлуге и за рекой Ветлугой и в озерах со всякими угодьями».
Но было ясно, что этих мер крайне недостаточно для обеспечения безопасности границ Русского государства.
Глухие ветлужские леса с их бездорожицей и враждебным марийским населением, безусловно, вызывали много тревог у Ивана Грозного. А поэтому надо считать не случайной грамоту Ивана Грозного от 25 июля 1551 года, в которой он подтверждает пожалование Варнавинскому монастырю земель от устья р. Вол до устья р.Усты по обе стороны реки Ветлуги со всеми угодьями, несмотря на то, что в этом году состоялось решение стоглавого собора о земельных ограничениях монастырей. Можно со всей определенностью утверждать, что Варнавинский монастырь давал ценные и крайне нужные сведения Ивану Грозному о путях сообщения по Приветлужью.
Писатель Михаил Пришвин в рассказе «Година Варнавы» так описал ветлужскую народную легенду о помощи Варнавинского монастыря Ивану Грозному в Казанском походе:
«Как брал Казань царь Иван, так и позвал его (Варнаву) к себе. Угодник и учит царя: «Так делай, да так!» Рассердился Грозный, что угодник указывает и прогнал. А святой бросил резку на воду и поплыл к себе в лес на Ветлугу. Испугался царь: «Вернись, вернись, Варнаша, — всё сделаю, как ты велишь!» Всё сделал с точностью и взял Казань. Вот какой славный святой!»
Это, конечно, фантастическая легенда, так как в это время Варнавы уже не было, он умер, но она передаёт сохранившуюся память об участии и помощи монастыря в казанском походе.
После покорения Казани и конфискации татарских земель, часть её была отдана московским светским и церковным владельцам, часть отдана замирившимся мурзам и князькам, привлеченным к государственной службе с сохранением за ними права на свои земли и население, жившее на этой земле. Значительная же часть земель и лесов была взята на государя и составила «дворцовые земли государя», сочтенные и описанные в 1563 году. Леса, не учтенные и не описанные, оставались общегосударственной собственностью под названием «Черных земель».
Варнавинский монастырь, получивший грамоту от Ивана Грозного о пожаловании ему земель до р.Усты, прокладывает лесами кратчайшую дорогу на р.Усту, используя марийское население для её освоения и тем, сохраняя их названия. Эта монастырская дорога, надо полагать, выходила на Вятско-Нижегородскую дорогу и являлась основной дорогой монастыря, связывая его с основными сухопутными магистралями того времени. До ХХ века дорога сохраняла название «монастырской дороги».
ХVII век
В книге Ю.Готье «Замосковский край в ХVII веке» приложена карта Замосковского края того времени. На ней через весь бассейн Ветлуги сделана надпись: «Ветлужские черные станы Галицкого уезда» ( в то время уезд обозначал древнее княжество или часть его). Кому же принадлежала остальная часть ветлужского края? Как уже известно, средняя часть принадлежала Варнавинскому монастырю. Дворцовых и монастырских станов не существовало. Потому у Готье мы и не находим никаких сведений о среднем Приветлужье. Исключение составляет Лапшангская волость. Судя по дарственной грамоте Ивана Грозного от 1551 года, Лапшанга должна была входить во владения Варнавинского монастыря, но фактически она отнесена в состав восьми черных волостей по Унже. Видимо, река заселялась не с устья, а с истока, который близко подходит к Унже, и крупнейшие селения Хмелевая и Тимариха, видимо по этой же причине так далеко расположены от устья Лапшанги, от реки Ветлуги и Варнавина.
Право собственности на Ветлужские черные станы принадлежало царю. На основе этого права правительство Михаила Федоровича в первые месяцы своего существования, в Замоскворецком крае раздало думным московским чинам, принимавших участие в освобождении Москвы от поляков, не менее 45 000 десятин дворцовых и черных земель.
В 1637 году вся Ветлужская волость была пожалована царем Михаилом Федоровичем жене князя Федора Ивановича Мстиславского Ирине Михайловне, раздробившей эту волость на отдельные владения (по «Памятной книжке Костромской губернии 1862 г.»). Следовательно, огромная часть Ветлужского края стала собственностью родственников царя Михаила, а меньшая часть — собственностью Варнавинского монастыря и именитых графов и князей.
В конце ХVII века мощная волна крестьянских восстаний прокатилась по всему Приветлужью. Русское и марийское население, угнетаемое монахами Варнавинского монастыря, угнетаемое в графских и княжеских вотчинах, быстро примкнуло к крестьянскому движению, поднятому Степаном Разиным в 1670-71 годах. Вот какая запись имеется в книге иеромонаха Макария «Сказание о жизни и чудесах Преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца» издания 1850 года:
«В царствование Алексея Михайловича в 1671 году при игумене Никите, сообщники Стеньки Разина грабили вверх по Волге, а некоторые из них под водительством атамана Ильи, производили подобные опустошения в Галичских пределах по Унженским и Ветлужским областям».
Отряд Ильи Долгополова — одного из верных помощников атамана Стеньки – был встречен правительственными войсками и в неравной схватке разбит. Карательные отряды еще долго свирепствовали по краю, чиня суд и расправу над населением – участниками восстания. Илья Долгополов был схвачен и казнен. Казаки, преследуемые карателями, боясь возвращения на родину, скрываясь в лесах, там и селились.
ХVIII век
ХVIII век для Ветлужского края явился веком самого массового прихода сюда населения из различных частей света. В глухие ветлужские леса, начиная со второй половины ХVII века, устремилась мощная волна религиозных сектантов, раскольников, создавая тайные селения и скиты по Усте и Ветлуге. Но добровольные переселенцы – это только часть из того мощного потока переселенцев, который хлынул в ХVIII веке в Ветлужский край. Это положило начало превращению Ветлужского края в места ссылки.
Дикие ветлужские леса с нехоженными тропами, с прекрасными лиственичными лесами – ценнейшим строительным материалом для кораблестроения, привлекли внимание Петра I.
После Стрелецкого бунта 1698 года Петр I на реке Усте поселил семьи стрельцов, осужденных за бунт. Кроме того, он приказал выслать сюда отряд корабельных мастеров, не угодивших чем-то ему.
После Полтавской победы над шведами ПетрI дарит село Никольское (Баки) канцлеру Головкину. Таким образом, узловой центр транспортных дорог, связывающий ветлужский край речными и сухопутными путями с бассейном Белого моря, Вятскими и Нижегородскими землями, оказался в руках помещичьего землепользования. Монастыри утрачивали свою власть над территориями, определенными им царскими грамотами, хотя и пытались её сохранять.
В 1764 году Варнавинский монастырь был закрыт, а образовавшееся вокруг монастыря поселение получило название Варнавинской слободы, а позднее – село Троице-Варнавина пустынь.
В ноябре 1775 года правительство Екатерины II издает новое положение об управлении губернией. Созданные при Петре I губернии были велики. По указу Екатерины губернские чиновники обязаны были определить границы уездов с населением в 20-30 тыс.жителей, подобрать селения для уездных городов, составить для городов планы под застройку и городские гербы. Поскольку в малозаселенном лесном Поветлужье не было тогда еще городов, то уездными центрами были определены села, которые стали городами, а территории уездов получились большими.
В сентябре 1778 года генерал-губернатор Ярославского и Костромского наместничества Алексей Мельгунов по распоряжению царицы определяет для Варнавинского уезда город и административный центр – село Троицы-Варнавину пустынь. Общая площадь уезда равняется 911470 десятинам с населением 35900 человек.
29 мая 1779 года царицей утверждается герб для города Варнавина. В 1781 году 6 марта царица подписала план под будущую застройку города. По центру располагается городская площадь, от которой отходили три луча городских улиц. Эти улицы пересекались двумя полуокружными улицами на расстоянии 100 сажень друг от друга . Величина земельной площади внутри городской черты равнялась немного более 67 десятинам.
ХIХ век
Варнавинский уезд и в ХIХ веке продолжал оставаться местом ссылки. В Варнавинский уезд ссылали на вечное поселение политических оужденных и всех «неблагонадежных». Народная молва упоминает, что у нас жили сосланные поляки. Быть может, это осужденные по приговорам поляки — участники польского восстания, учрежденного Николаем I уголовного суда в ноябре 1832 года . А еще в народе часто вспоминают студента-юриста Шиловского, писавшего жалобы и заявления для попавших в беду крестьян.
Известно, что после отмены крепостного права по земской реформе 1864 года в уездах создавались земства, которые берут на себя обязанности строительства школ, больниц, дорог, заботу о развитии сельского хозяйства и промышленности.
Если такие варнавинские помещики, как Шереметев, Дурново, Челищев после отмены крепостного права продают свои лесные дачи и усадьбы, то шудский помещик, камергер царского двора Иван Викторович Базилевский , покидает Петербург и постоянно стал жить в своей усадьбе Горки. В усадьбе строятся добротные кирпичные скотские помещения, разводятся породистые коровы и свиньи, строятся стеклозавод и маслозавод. Завезенные коровы Тирольской породы и свиньи Белый йоркшир, дешевый труд крестьян-батраков делали его животноводство прибыльным. Производимое молоко перерабатывалось в сыр и масло на своем же маслозаводе, затем отправлялось на рынок. Туда же шло и мясо. Для обработки земли использовался трактор Фордзон, сеялка, веялка и другие орудия.
В годы буржуазных реформ правительство Александра II издает новый школьный устав от 1864 года. В 1866 году варнавинское земство кроме мужского приходского училища открывает женское училище. На 1 января 1875 года в Варнавинском уезде работало 16 земских начальных однокомплектных училищ при совместном (мальчиков и девочек) обучении. Всего обучалось 378 мальчиков и 57 девочек. Важным событием стало открытие в 1882 году Варнавинского мужского городского училища с 6-годичным сроком обучения.
В деле начального образования детей и удовлетворения духовных потребностей жителей Варнавина важную роль играла народная библиотека. Варнавинская бесплатная библиотека-читальня была открыта в 1899 году. Ее открытию способствовали варнавинский землевладелец князь Александр Петрович Трубецкой и судебный следователь
Иван Александрович Рязановский, передавшие из своих библиотек книги для общего пользования.
ХХ век
С наступлением ХХ века произошли колоссальные изменения в жизни варнавинского края.
В 1904 году постановлением земского собрания положено начало основания в Варнавине женской прогимназии. В докладе управы чрезвычайному земскому собранию в 1905 году об этом сказано, что «Во исполнение постановления очередного собрания… к настоящему времени совершена купчая крепость на приобретение у князя А.П.Трубецкого земли с садом, огородом , двумя домами и надворными постройками для устройства в г.Варнавине женской прогимназии…Составлены смета, фасад и план на постройку здания для прогимназии; работа эта произведена губернским архитектором Л.А.Большаковым и рассмотрена комиссией. Хотя разрешения на заём 25000 рублей на постройку здания еще не получен…управа нашла своевременным…для дальнейшего продвижения вопроса о гимназии. Поскольку потребность в прогимназии неотложна, то в приобретенных у князя А.П.Трубецкого домах есть возможность временно, до постройки классного здания, поместить два класса, библиотеку и квартиру начальницы».
В 1913 году вступает в строй новое двухэтажное деревянное здание варнавинской амбулатории. Здесь кроме пункта приема больных размещаются хирургическое и родильное отделения, работал рентгенокабинет.
28 декабря 1913 года душеприказчики умершего доктора медицины Павла Алексеевича Ширяева передали в Варнавинскую земскую управу заявление, в котором говорилось, что согласно духовному завещанию покойного и исполнение его воли намерены пожертвовать 25 000 рублей на предмет постройки и оборудования больницы имени П.А.Ширяева с тем непременным условием, чтобы означенная больница была построена при селе Беберине или в городе Варнавине по усмотрению земства.
Во втором заявлении от 31 января 1914 года душеприказчики указали, что они согласны на постройку больницы в г.Варнавине при условии, чтобы здание это было построено каменное.
В 1915 году каменное здание было построено. Но разместили в нём не задуманные отделения, а аптеку с квартирой провизора на втором этаже. А также квартиры для медицинских работников.
В 1911-1912 годах в нашей больнице служил фельдшером брат Фёдора Ивановича Шаляпина – Василий Иванович Шаляпин. Жил он на улице Солдатской в двухэтажном доме. Как и у брата у него был прекрасный голос. Принимал активное участие во всех местных светских концертах. В 1913 году Василий Иванович переезжает в г.Ветлугу, где продолжает работу фельдшером. В 1914 году Василий Иванович умер, заразившись от больного, которого лечил.
Василий Иванович Виноградов — уникальный, широкообразованный человек своего времени, (окончил юридический факультет МГУ), человек большой души, нравственной чистоты.
Воспитанный в семье, где все любили и поддерживали друг друга , он всегда хорошо относился к людям, особенно к детям, своим примером воспитал несколько поколений, влюбленных в музыку, литературу, природу края.
Василий Иванович отдал 50 лет своей жизни развитию культуры в Варнавине.
Это многообразно талантливый человек: он был прекрасным пианистом, хорошо играл на скрипке, знал и играл на духовых инструментах, очень хорошо рисовал с натуры.
Многие варнавинцы прошли обучение в его известном духовом оркестре, многих он научил петь.
Это он организовал в Варнавине симфонический оркестр, где был дирижером и играл на скрипке.
Им поставлены: опера П.И.Чайковского «Евгений Онегин», опера А.С.Даргомыжского «Русалка», опера Ж.Бизе «Кармен», опера П.И.Чайковского «Пиковая дама».
Он режиссер спектаклей: «Платон Кречет» по пьесе Ф.Корнейчука, «Дядя Ваня» по пьесе А.П.Чехова, по пьесам советских драматургов.
Можно и дальше было бы продолжать историческое повествование. За шесть веков наш край повидал многое, перенес тоже немало испытаний: от татаро-монгольских захватчиков, разинского восстания, озверелых кулацких банд…Сейчас совершенно другая жизнь и будущее поколение должно продолжать начатые традиции и излагать свои исторические факты, происходящие на современном этапе.
Большое спасибо! Очень интересно! Ни за что бы не подумала, что столько имен великих правителей и людей связаны с нашим Варнавиным!
Спасибо! Мы очень рады, что Вам понравилось! Заходите на наш сайт еще, особенно в раздел «75 лет Великой Победы». Там есть тоже выставки. Можете посетить и их!